Аудит очистных сооружений

03.11.2020 Статьи

Аудит (обследование) очистных сооружений действующих предприятий является на настоящий момент актуальным вопросом. Подготовка изменений в Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ подходят к финальной черте. На фоне ужесточения требований законов и постановлений различных ветвей власти, эффективность работы очистных сооружений становится не просто заявлением, но и начинает оказывать влияние на хозяйственную деятельность предприятий.

Толчком для написания данной статьи послужил документ, присланный нам Заказчиком – «Сведения о нормативах состава сточных вод и требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения» г. Тула, действующий с 01.07.2020 года.  Документ определяет допустимые концентрации загрязнений в сточных водах: хром (III), хром(VI), алюминий, кадмий, кобальт и магний – 0 (нулевые!). Для данного предприятия, чей производственный цикл предполагает гальваническое покрытие деталей, результатом применения этого документа станут штрафные санкции.

Мы не будем касаться неоправданно жестких ПДК и возможности или невозможности добиться в промышленном масштабе их выполнения, мы целиком поддерживаем точку зрения, описанную в справочнике Федерального Агентства по технологическому регулированию и метрологии  ИТС-8- 215 стр.21

Рассмотрим вопрос, как действовать предприятию при изменении требований к качеству очистки промышленных сточных вод. В большей степени это касается предприятий, имеющих гальванические производства, производства печатных плат, машиностроения и горнодобывающих, горно-обогатительных комбинатов.

Первый шаг руководителя при изменении условий работы – оценить текущее состояние очистных сооружений и их способность очистить сточные воды до новых норм. Оценка очистных сооружений, их эффективности в большинстве случаев ложится на линейный персонал: штатного эколога предприятия, начальника очистных, главного энергетика. Выполняя функцию контроля, он сталкивается с результатом – очистные не справляются. Причиной может быть изменение состава производственных сточных вод (стали применяться иные реагенты и добавки, изменилась производственная программа, увеличилось количество сточных вод), или изменения требований ПДК на сбросе.  

Для ответа на эти и многие другие вопросы желательно привлечь стороннюю организацию, имеющую опыт аудита, создания, наладки локальных очистных сооружений промышленных сточных вод.

Почему следует привлекать профессионального аудитора очистных сооружений?

  • Штатный персонал предприятия не всегда обладает, да и не должен обладать специальными знаниями в области очистки сточных вод.
  • Штатный персонал загружен текущей работой. Привлечение аудиторской организации позволит предприятию сосредоточиться на основной деятельности.
  • Руководитель получает независимый «взгляд со стороны» на локальные очистные сооружения.
  • Отчет об аудите очистных сооружений будет содержать ответы на вышеперечисленные вопросы. При этом стоимость аудита существенно ниже, чем цена проектных работ.
  • По результатам аудита очистных сооружений можно будет принимать обоснованные решения по объекту.
  • Отчет об аудите может быть обоснованием инвестиций в очистку сточных вод предприятия.

Специалисты аудиторской компании подробно изучат сложившуюся на предприятии ситуацию и создадут «дорожную карту» – рекомендованный Заказчику алгоритм с шагами и действиями, способными изменить ситуацию. При высокой стоимости применяемых технологий очистки будет стоять задача минимизировать расходы, связанные с реализацией выбранного пути. В первую очередь за счёт огромного опыта работы в специализированном направлении: очистка гальванических стоков и стоков шахтных и подотвальных вод. Применение наилучших доступных технологий, стандартизация принимаемых решений и наличие необходимых специалистов позволяют аудиторской организации выработать решения, отличающиеся технологической продуманностью.  На основе оценки работы очистных сооружений разрабатывается отчет, содержащий описательную часть существующей и проектной технологии, затраты на очистку 1м3 сточных вод, перечень рекомендаций по повышению экологической безопасности функционирования компании (ст. 1 федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7), план мероприятий для создания новых/реконструкции/оптимизации существующих очистных сооружений.

Очистные сооружения не являются основным производством и не приносят прибыли, воспринимаются руководителями предприятий как «черная дыра», требующая постоянных денежных вливаний. Тем не менее государство разработало обширные меры стимуляции (ужесточение норм требований и наказаний, организация индивидуального учета – деклараций и документов на предельно допустимые выбросы, увеличение штрафов и ответственности), которые все равно приведут к необходимости развивать очистные сооружения промышленного предприятия, или платить высокие налоги и штрафы, либо менять род деятельности.

Существующее Законы и проекты Законов, находящиеся в обсуждении, четко проводят линию на ужесточение экологических норм и требований. Модернизация, реконструкция или строительство новых очистных сооружений становятся неизбежной мерой, дающей возможность избежать увеличения платы за отходы.

Готовность промышленных предприятий к этому даст большое конкурентное преимущество в новых реалиях.

Выбор всегда остается за Заказчиком. Мы рекомендуем не тратить время зря, так как 2022 год не за горами.

Мы готовы и окажем Вам необходимую помощь и поддержку.

Искренне Ваш,

ООО «Квант Минерал»

P.S. ООО «Квант Минерал» открывает новое направление – Экологическое сопровождение проектов строительства и реконструкции очистных сооружений или технологических комплексов (очистные сооружения от гальванических производств, гальванические производства + очистные сооружения и комплексов очистных сооружений шахтных и подотвальных вод) от момента принятия решения, до получения КЭР, ПДВ, ППЭК и т.д., с прохождением экологических федеральной/региональных экологических экспертиз.

Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды»

Федеральный закон № 174-ФЗ от 23.11.1995 года «Об экологической экспертизе»

Федеральный закон № 416-ФЗ от 07.12.2011 года «О водоснабжении и водоотведении»

Федеральный закон № 190-ФЗ от 29.12.2004 года «Градостроительный кодекс РФ»

Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления»

Федеральный закон№ 33-ФЗ от 14.03.1995 «Об особо охраняемых природных территориях»

Федеральный закон № 141-ФЗ от 17.06.2019 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Постановление правительства № 728 от 22.05.2020 года «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утративших силу некоторых актов Правительства РФ»

Приказ Государственного комитета РФ по охране окружающей среды №372 от 16.05.2000 года «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ»

Поделиться в соц. сетях